Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно- правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствовани
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
-
защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующи
х ядовитых веществ, эпидемий и т. д.); -
координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
-
создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
-
повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
-
проведение аварийно-спасате
льных и других неотложных работ;
-
поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
-
специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-
накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
-
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
-
эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофическог
о затопления;
-
организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическ
ом заражении, стихийных бедствиях;
-
обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстан
овительных работ.
История в СССР и РФ
-
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектовэкономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
-
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
» В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
-
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
-
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)!1'
-