RSS

РАЗЪЯСНЕНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

11.04.2014

26 декабря 2008г. принят новый федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Настоящий федеральный закон вступил в силу с 01 мая 2009г. Принятый федеральный законпризнает утратившим силу предыдущий закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) №134-ФЗ. Предыдущий закон утрачивает свою силу в день вступления в силу нового закона.

Вновь принятый закон более обобщает и конкретизирует правовые отношения, связанные с взаимодействием субъектов предпринимательства и контролирующих органов. Более того, изменились некоторые принципы этих отношений. Четко сформулированы определения тех понятий, которые фигурируют в старом законе, но не были в нем должным образом обозначены. Например, дано законодательное определение понятию «проверка» - которой является совокупность проводимых органом государственного (муниципального) контроля в отношении юр. Лица или ИП мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими действий, производимых и реализуемых ими товаров (работ, услуг) обязательным требованиям и требованиям, устанавливаемым муниципальными правовыми актами.

Понятие «государственный контроль (надзор)» теперь помимо всего прочего представляет собой деятельность контролирующих органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юр. лицами и ИП обязательных требований, также это меры по пресечению и устранению последствий нарушений и действия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Указанным Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок.

Права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок.

Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Система государственного контроля построена по принципу федерализма, то есть подразделяется на федеральный, региональный и муниципальный контроль.

Изменено понятие «мероприятие по контролю». Если ранее оно представляло собой открытый список действий должностных лиц по проверке выполнения юр. лицом и ИП обязательных требований закона, осуществлением необходимых исследований и экспертиз, и контролирующий орган сам выбирал, какие это могут быть действия, то сейчас законом дан закрытый перечень действий, которые могут совершаться в ходе мероприятий. И помимо перечисленных в законе, никакие другие действия контролирующих органов не допустимы. Это следующие действия: рассмотрение документов юридических лиц и ИП; обследование используемых юр. лицами и ИП при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов; отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды; проведение исследований, испытаний, экспертиз отобранных образцов и расследований, направленных на устранение причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

В случае совершения проверяющим, в нашем случае иных действий, чем вышеназванные четыре свидетельствуют о нарушении прав субъектов предпринимательства.

Система принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей более расширилась и конкретизировалась. Появились новые принципы. Во-первых, это преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Статьей 8 Закона установлено, что юр. Лица и ИП обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере. В ч. 2 этой же статьи предусмотрен перечень таких видов предпринимательской деятельности. В нем отсутствует пункт, связанный с предоставлением в пользование торговых мест, но имеются виды деятельности, которые осуществляются предпринимателями, торгующими на рынке, такие как розничная и оптовая торговля, предоставление бытовых услуг и услуг общественного питания. Во-вторых, введен принцип недопустимости требования о получении юридическими лицами, ИП разрешений и иных документов, выдаваемых органами власти и местного самоуправления для начала осуществления отдельных видов работ, услуг в случае уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.

С введением понятия «проверка», законом определены четыре вида проверок: по признаку момента проведения - плановая и внеплановая проверки, по признаку места проведения – документарная и выездная.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП обязательных требований и в отличие от старого закона, устанавливавшего периодичность плановой проверки не чаще чем один раз в два года, новый закон регламентирует периодичность как не чаще чем один раз в три года. Плановая проверка проводится на основании разрабатываемых органами государственного контроля ежегодного плана, который утверждается руководителем этого органа. Этот план, начиная с 01 июля 2007 г. размещается на официальном сайте в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Таким образом, законодатель, во избежание коррупции и злоупотреблений служебным положением обеспечил прозрачность плановых проверок. И если руководитель организации или индивидуальный предприниматель имеет сомнения относительно правомочности действий пришедшего к нему проверяющего, то он. Никуда не отлучаясь, может в присутствии проверяющего выйти в Интернет с рабочего компьютера и проверить действительно ли такая проверка имеет место быть. Ведь в опубликованном плане должны содержаться сведения о всех юридических лицах и ИП, деятельность которых подлежит плановым проверкам, о целях и основаниях каждой проверки, а также о датах и сроках проведения каждой проверки.

Для обеспечения прозрачности всей системы плановых проверок в стране законодатель обязал органы государственного контроля направлять в органы прокуратуры свои ежегодные планы, для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. И этот сводный план публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет». Это положение закона вступило в силу с 01 января 2010 года.

Федеральный закон достаточно четко и жестко регламентировал то обстоятельство, что о проведении плановой проверки юр. лицо и ИП должны быть уведомлены контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом должна быть направлена копия распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа или его заместителя.


Пресненский межрайонный прокурор

Старший советник юстиции Ю.А. Басов


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати