RSS

КДНиЗП

История создания в России Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Сейчас, готовясь отметить 97 лет со дня образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, необходимо оглянуться на реалии того уже далекого времени.

Шел 1918 год. Прошло всего несколько месяцев с момента захвата власти большевиками, в стране разгоралась гражданская война сопровождающаяся разрухой, голодом, болезнями, в Россию начинали вторгаться иностранные интервенты. В это жестокое время, когда шла братоубийственная война, сопровождавшаяся гибелью огромного числа жителей России, в полный рост проявила себя проблема беспризорных детей. На улицах российских городов повсеместно встречались стайки маленьких беспризорников греющихся у костра, просящих подаяние, умирающих от голода и холода прямо на улице, потерявших в лихолетье гражданской войны и родителей и всех своих родных. Предоставленные сами себе, живя зачастую под открытым небом, движимые инстинктом элементарного каждодневного выживания они сбивались в шайки, добывавшие себе пропитание самыми разными путями, чаще всего преступными. Голод, холод, болезни, а то и пули косили их, но ряды беспризорников продолжали расти.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России существовала всегда. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов, когда разрушались общественные и семейные связи. В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних. Первая мировая война положила начало возрастанию числа беспризорников в России, а в разгар гражданской войны в 1919 г., их число уже достигало 3 миллионов. Присутствие на улицах городов и других населенных пунктов России такой армии беспризорников являлось колоссальной проблемой для новой власти. Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В.И.Лениным, 14 января 1918 года были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Находились они в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Им определялась роль организатора профилактической работы и координационная функция. В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия.

Также по предложению В.И.Ленина был создан государственный Совет защиты детей, куда входили представители наркоматов социального обеспечения, продовольствия, просвещения, здравоохранения и труда. Совет возглавил А.В. Луначарский. Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 г. возросло до 4,5 миллионов (по данным некоторых источников это число было еще больше). Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством была создана комиссия по улучшению жизни детей. По предложению комиссии ВЧК была создана разветвленная сеть временных и постоянных воспитательных учреждений: детских домов, школ санаторного типа, колоний, коммун, детских городков и приютов. Законодательство о несовершеннолетних в годы гражданской войны было далеким от совершенства, неполным, отличалось разночтениями и серьезными пробелами.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах – как детская преступность, проституция – угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», – так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский. Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности был понижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, был вновь включен суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов.

Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «…применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста. Советом Народных Комиссаров РСФСР 4 марта 1920г. было принято Постановление «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 9 (22) января 1918 г. о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению КДН. При этом предельный возраст несовершеннолетних, дела о которых рассматривались комиссиями, повышался с 17 до 18 лет. Вместе с тем указывалось, что дела о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-педагогического воздействия, передаются комиссией в народный суд.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению они должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также его губернских ведомствах.

Это было обусловлено перегрузкой органов социального обеспечения и неприспособленностью этих органов к решению такой специфической задачи, как борьба с правонарушениями несовершеннолетних.

Так, с 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников. В мае 1935 г. комиссии были упразднены. Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.

Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 г. утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. В 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Органом, который применял бы эти меры воспитательного воздействия, были определены комиссии по делам несовершенных при исполкомах местных Советов. Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 г. комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях обусловлено на уточнение и расширение их компетенции.

Новый рост числа беспризорных стал наблюдаться в России с начала 1990-х годов. Причинами возникновения и роста беспризорности в последние десятилетия можно считать разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей). Нет времени более взывающего к объединению всех сил в обществе, чем время перемен. Россия после 1991 года переживает очередную историческую метаморфозу: политические и социально-экономические потрясения, вызванные разрушением прежней системы, в наибольшей степени затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних. Дети и подростки всегда остаются категорией, особо нуждающейся в государственной поддержке, и они должны находиться под защитой государства.

Эффективная организация на местном уровне работы по защите прав детей с целью предотвращения социального сиротства, детской безнадзорности и правонарушений – сегодня в сфере детства и семьи, наверное, самая актуальная задача, решать которую и призваны на сегодняшний день в России комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав остающиеся востребованными и сегодня.


Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних:

Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением: гражданско-правовых споров, жилищных вопросов, вопросов, находящихся на рассмотрении в судах, в ведении федеральных органов государственной власти):

Почтовый адрес: 125032, ул. Тверская, д. 13. Сайт: http:www.mkdn.mos.ru E-mail: moskva.kdn@yandex.ru

Председатель комиссии: Печатников Леонид Михайлович - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь комиссии: Котов Юрий Борисович, т/ф (495) 633-65-77.

Окружная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Центрального административного округа города Москвы:

Почтовый адрес: 109147, Москва, Марксистская ул., д.24. E-mail: kozlovanv@cao.mos.ru

Председатель комиссии: Литошин Александр Владимирович – заместитель префекта Центрального административного округа города Москвы.

Ответственный секретарь комиссии: Козлова Наталья Викторовна – главный специалист Управления социального развития префектуры ЦАО города Москвы, т/ф (495)912-55-59.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Арбат города Москвы

Почтовый адрес: 119002, Москва, Арбат ул., д.40, стр.2-3. E-mail: KDNZParbat@mail.ru

Председатель комиссии:Дерюгин Максим Александрович- глава управы р-на Арбат г.Москвы

Ответственный секретарь комиссии: Уткина Светлана Алексеевна — главный специалист управы района Арбат города Москвы т/ф : (499) 252-84-96, (499) 241-31-86.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович. Почтовый адрес:119019, ул. Новый Арбат, д. 15, а/я 49. Тел. (495) 957-05-85 (в рабочее время). Факс: (495) 957-05-99. E-mail: info@ombudsman.mos.ru

Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)

Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно).

Единая диспетчерская служба социальной помощи детям и их родителям Департамента социальной защиты населения города Москвы: (499) 975-27-50.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: (926) 211-11-40.

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: (499) 201-06-50 (в рабочее время).

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов., находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-499-201-59-47 (в рабочее время).

Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 (круглосуточно).

Горячая линия Департамента семейной и молодежной политики города Москвы: (499) 722-07-26 (9:00-21:00).

Телефон доверия Управления госнаркоконтроля по городу Москве: (495)316-86-55 (круглосуточно).

Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Арбат города Москвы

Начальник: Ларькина Юлия Владимировна, т. (499) 241-15-55

Сектор опеки, попечительства РУСЗН р-на Арбат в г. Москве, Трубниковский пер., д.21, стр.3.

Заведующая: Павлишина Татьяна Анатольевна, т. (495) 691-83-25.


Памятка о вреде употребления наркотиков