RSS

Пресненский межрайонный прокурор города Москвы разъясняет особенности проведения общественного земельного контроля

07.12.2017
Общественный земельный контроль осуществляется согласно п. 2 ст. 72.1 Земельного кодекса РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации. На общественный контроль в сфере земельных отношений распространяется действие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
В земельной сфере общественный контроль связан с проверкой порядка принятия органами публичной власти решений, отмечается публично-правовой характер норм о земельном контроле, характеризуется как невластный контроль.
Публичными полномочиями наделены органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, будучи субъектами земельных отношений. Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями в области земельных отношений, например, установления с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Градостроительный кодекс РФ предусматривает проведение публичных слушаний проекта правил землепользования и застройки (ст. 31). При этом следует учитывать, что общественные (публичные) слушания как форма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, а также требования к их проведению предусмотрены Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данные правовые нормы требуют согласованного применения при проведении общественного земельного контроля.
Статья 18 вышеуказанного закона содержит как новые для общественного земельного контроля формы его осуществления, так и сложившиеся, применяемые на практике в сфере земельных отношений формы общественного контроля, к которым относятся общественные проверки и общественные (публичные) слушания. Однако осуществление и этих форм общественного земельного контроля сопровождается проблемами, а их правовое регулирование нуждается в совершенствовании с учетом положений Закона.
Самостоятельное и важное значение общественного земельного контроля не только обусловили его выделение в ст. 72.1 Земельного кодекса РФ в качестве видов земельного контроля наряду с муниципальным земельным контролем, но и требуют правового регулирования его осуществления, исходя из отраслевой специфики при соблюдении правовых основ, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Данный Закон принципиальным образом изменяет понятие и содержание форм общественного контроля в сравнение с формами, применяемыми при осуществлении общественного земельного контроля.
В первую очередь это относится к такой форме как общественная проверка, определение которой дается в п. 1 ст. 20 Закона, а также затрагивает правовой статус общественного инспектора, понятие которого, его права и обязанности предусмотрены в ст. 21 Закона.
Следует отметить, что в земельном законодательстве отсутствует нормативный правовой акт, которым утвержден порядок проведения общественных проверок в сфере использования и охраны земель. Возможность его разработки и принятия следует из п.3 ст. 20 Закона, предусматривающей, что порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с Законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Потребности в проведении общественного земельного контроля существуют в большей степени на региональном и муниципальном уровнях. Это связано с тем, что принимаемые на этих уровне решения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, связанные с развитием территорий, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку и застройку территории и др., затрагивают земельные права отдельных граждан и проживающего на их территориях населения.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати